Определения понятия форс-мажора или перечня обстоятельств, которые можно
рассматривать в качестве обстоятельств непреодолимой силы в рамках закупок для
государственных и муниципальных нужд, Закон N 44−ФЗ не содержит.
Чтобы иметь статус форс-мажора, обстоятельства должны нести два признака:
чрезвычайность и непредотвратимость. Чрезвычайность означает исключительность
события, то, что оно не должно было наступить в конкретных условиях.
Непредотвратимость то, что любое иное лицо в такой же ситуации не смогло бы
избежать наступления этого обстоятельства или его последствий
(п.
3 ст. 401 ГК РФ,
п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 N 7). Указанные
признаки форс-мажора применяются также и в сфере закупок по Закону N 44−ФЗ.
Обстоятельство может быть отнесено к форс-мажору и органами власти. Так,
например, распространение коронавирусной инфекции, вызванной 2019−nCoV, носит
чрезвычайный и непреодолимый характер, на что указывают Минфин России, МЧС
России, ФАС России
(п.
1 Письма Минфина России N 24−06−05/26578, МЧС России N 219−АГ-70, ФАС
России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020).
В рамках контрактной системы предусмотрены следующие последствия
наступления форс-мажора:
1) у заказчика появляется право отменить закупку на любом этапе до
заключения контракта. Для отмены по форс-мажору, так же как и для обычной
отмены закупки, следует разместить решение в ЕИС в день его принятия (ч. 2, 3
ст. 36 Закона N 44−ФЗ);
2) у заказчика и участника закупки появляется право приостановить заключение
контракта. Если возникли обстоятельства непреодолимой силы, уведомить
контрагента следует в течение одного дня. Течение сроков заключения контракта
приостанавливается на срок действия форс-мажора, но не более чем на 30
календарных дней. Такой порядок предусмотрен как для электронных, так и для
бумажных процедур (ч. 9 ст. 54, ч. 16 ст. 83.2 Закона N 44−ФЗ);
3) стороны контракта освобождаются от уплаты неустойки, если докажут, что
нарушение произошло из-за форс-мажора (ч. 9 ст. 34 Закона N 44−ФЗ). Например,
на форс-мажор может ссылаться поставщик, если он не исполнил контракт из-за
принятых в стране или за рубежом мер в целях предотвращения распространения
новой коронавирусной инфекции (п. 3 Письма Минфина России N 24−06−05/26578, МЧС
России N 219−АГ-70, ФАС России N МЕ/28039/20 от 03.04.2020);
4) заказчик может провести срочную аварийную закупку у единственного
поставщика на основании п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона N 44−ФЗ. Причем закупить можно
только в том объеме, который непосредственно необходим вследствие обстоятельств
непреодолимой силы, если проведение длительной конкурентной закупки
нецелесообразно;
5) в 2020 г. стороны могут внести изменения в сроки исполнения и цену
контракта, если из-за распространения новой коронавирусной инфекции его
невозможно исполнить (ч. 65 ст. 112 Закона N 44−ФЗ).
В тоже время форс-мажор не отнесен Законом N 44−ФЗ к основаниям, дающим
право одной из сторон расторгнуть контракт. Если невозможность исполнять
обязательства связана с распространением коронавирусной инфекции, то
расторгнуть контракт возможно по соглашению сторон (ч. 8 ст. 95 Закона N
44−ФЗ). Если достигнуть договоренности не удается, рассматриваются основания
для одностороннего отказа от исполнения, например, на случай, если контрагент
допустил существенное нарушение условий. Если же оснований для одностороннего
расторжения нет, то расторжении контракта в связи с существенным изменением
обстоятельств возможно исключительно в судебном порядке (п. 1 ст. 451 ГК
РФ).
Документ: Готовые решения: Какие последствия влечет форс-мажор при
закупках по Закону N 44−ФЗ (КонсультантПлюс, 2020)